politlib

Библиотека политической литературы


 
Найти: на politlib.narod.ru на Народ.Ру на Яндексе


Половников Д.:"Территориальные конфликты как дестабилизирующий фактор центральноазиатского региона."

В территориальном становлении центральноазиатского региона мы можем выделить два основных исторических периода, которые легли в основу нынешней этнотерриториальной ситуации в этом регионе. Их можно разделить на условные две группы. Попытка в 1924 г. Центральным руководством в Москве разграничить территории каждой из национальных республик по плану Д. Рудзетака. Однако на протяжении всего существования союзных республик в рамках единого государства между ними не прекращались споры за отдельные территории, которые с новой силой возобновилась после обретения ими независимости в 90-х годах.

Вопрос о границах в настоящее время является наиболее сильным раздражителем во взаимоотношениях центральноазиатских государств. Административные границы, созданные в рамках СССР союзным центром, стали настоящим яблоком раздора между уже самостоятельными государствами региона. В отличие от других регионов Советского Союза, этническая ситуация в Центральной Азии была крайне неопределенной. Здесь практически не было четко сформировавшихся этнических групп. Отсутствовали также четкие границы проживания различных этнических групп.

Неразрешенность территориального разграничения ведет за собой большое количество других проблем, которые могут перейти в более напряженное состояние и превратиться в затяжной конфликт регионального характера.

Среди них можно выделить:

1. Порождение этнических конфликтов.

2. Проникновение через границы криминальных структур, а именно террористов, наркоторговцев и т.д.

3. Усложненный процесс прохождения мирных жителей через границу.

4. В свою очередь это приводит к экономической стагнации государств, из-за ресурсов, которые необходимы одному государству, но находятся на территории другого - водные ресурсы.

В свою очередь территориальные конфликты можно разделить на несколько частей. Это неопределенность границ, проблема анклавов, компактное проживание в тех или иных государствах этносов, которое относится к другим государствам, а также их социально политическое и экономическое положение.

Территориальный вопрос между странами Центральной Азии сильно осложняется наличием анклавного фактора. Из пяти три государства затрагивает данный фактор.

На территории Кыргызстана имеется два узбекских анклава - Сох и Шахимардан численностью, по разным данным, от 40 до 50 тыс. человек. В свою очередь и в Узбекистане имеется кыргызский анклав - село Барак с населением 589 человек. На территории Кыргызстана находится сравнительно небольшой участок земли (130 тыс. кв. км), относящийся к Исфаринскому району Ленинабадской области Таджикистана, - анклав Ворух с населением, по разным оценкам, от 23 до 29 тыс. человек, 95% из которых - таджики, 5% - кыргызы.

Анклавы представляют собой сложность в том, что эти территории не имеют общей границы и удалены от государства, что представляет неудобство для управления, передвижения населения, перевоз товаров или любых материалов. Все это зависит от отношений между государствами. Если они плохие, то создаются самые жесткие условия на таможенном посту. Также анклав может быть определенным методом влияния на государство, в котором оно находится, например, хотя это и не распространено и запрещено, в мирное время там может находится военный контингент.

Анклавный фактор - не единственный, который отрицательно влияет на межгосударственные отношения. Также нерешены проблемы с определением границ этих стран, хотя уже есть некоторые сдвиги.

В настоящее время полностью завершил процесс определения государственных сухопутных границ с соседями по СНГ только Туркменистан. Официальный Ашгабад подписал Договоры о делимитации государственных границ с Узбекистаном (сентябрь 2000 г.) и Казахстаном (июль 2001 г.).

Приблизился к окончательной делимитации своих рубежей и Казахстан. Весьма знаменательным является тот факт, что наименьшие проблемы в этом вопросе у Казахстана возникли не с исторически и этнически близкими государствами Центральной Азии, а с Россией и Китайской Народной Республикой. Но это можно объяснить тем, что основной упор делался именно на решении вопросов с этими гораздо более мощными по развитию и потенциалу государствами, наличие разногласий с которыми могло бы сильно осложнить дальнейшее развитие республики.

Что же касается границ с другими центральноазиатскими государствами, то первым Казахстан подписал Договор о делимитации и процессе демаркации границы с Туркменистаном, во время официального визита Сапармурата Туркменбаши в Астану в июле 2001 года.

Более или менее ровно развивается процесс определения казахстанско-кыргызской границы. На сегодняшний день стороны согласовали и утвердили пакет документов, касающихся объемов работ, материально-технического обеспечения переговоров, и приступили к согласованию проекта описания происхождения линии госграницы, что фактически означает начало процесса делимитации

Таким образом, в процессе определения государственных границ Центральной Азии впереди остальных находятся Туркменистан и Казахстан. Территориальные разногласия между остальными государствами региона значительно более серьезны и болезненны. Особенно между Узбекистаном и Кыргызстаном, Узбекистаном и Таджикистаном, Кыргызстаном и Таджикистаном. Границы между ними, если вообще возможно говорить об официальном наличии таковых, располагаются в Ферганской долине, которую можно назвать очагом напряженности всей Центральной Азии.

В частности, по всему периметру узбекско-кыргызской границы существует, по разным данным, от 70 до 100 спорных участков. К настоящему моменту произведена делимитация около 250 км совместной кыргызско-узбекской границы, протяженность которой составляет около 1300 км. Межправительственная комиссия, созданная для решения данного вопроса, сталкивается с множеством трудностей в своей работе, исходящих во многом из взаимных противоречий.

Что касается Кыргызстана и Таджикистана, то в настоящее время на их границе насчитывается около 70 спорных участков. Они располагаются, в основном, в Лейлекском районе Ошской области, Баткенской области (Кыргызстан) и Исфаринском районе Худжандской области и Джиргатальском районе (Таджикистан). Процесс делимитации границ между двумя государствами находится на самой ранней стадии своего развития. Более того, с полным основанием можно сказать, что руководство обеих стран по тем или иным причинам пока не приступали к решению данного вопроса.

Еще более сложными и затяжными являются узбекско-таджикские территориальные противоречия. Расселение этнических групп таджиков и узбеков практически на 50% не соответствует границам и географическому положению национальных государств - Республики Узбекистан и Республики Таджикистан. Это, соответственно, создает почву для многочисленных противоречий, как межэтнических, так и межгосударственных.

В свою очередь неопределенность границ порождает следующие проблемы, которые необходимо консолидировано решать и при том без промедления. Неясность границ порождает неспособность контролирования границ, а также опасность проникновения контрабанды, ужесточает контрольно-пропускные пунктов, что мешает передвижению населения как для работы, торговли и других целей, также появляются проблемы в транспортировке товаров.

Положение в Центральной Азии осложняется тем, что вторжения незаконных вооруженных групп в Кыргызстан и Узбекистан через территорию Таджикистана вызвали жесткую реакцию со стороны властей. Как известно, экстремисты рассматривают Кыргызстан в качестве транзитного маршрута в узбекскую часть Ферганской долины. Горная местность юга этой республики представляет наиболее удобный маршрут. Неопределенность двусторонних границ, их недостаточная защищенность, межэтническая напряженность - все это может быть использовано и во многом уже использовалось экстремистами для дестабилизации обстановки не только в данном регионе, но и во всей Центральной Азии. В целях предотвращения возможного проникновения нежелательных элементов на свою территорию в одностороннем порядке усиленно минируются узбекско-таджикская, узбекско-кыргызская и кыргызско-таджикская границы. Однако зачастую этого страдает, прежде всего, мирное население приграничных районов, что еще более осложняет обстановку в этом регионе.

К тому же, нестабильная обстановка дает возможность делимитации границ в одностороннем порядке, при которой может быть несанкционированный захват территорий другой страны.

Все эти негативные факторы приводят к недовольству население, а также и властей, что в последствии может привести к межэтническим конфликтам.

Существует еще одна проблема, которая на поверхностный взгляд может восприниматься как не территориальное разногласие, но более тщательный анализ этой проблемы приводит к тому выводу, что оно является одним из элементов территориальных разногласий.

Как правило экономика центральноазиатских государств базируется на сельскохозяйственном производстве, что само по себе требует водных ресурсов. А ввиду того, что водные ресурсы нераспределены неравномерно, это порождает определенную напряженность во взаимоотношениях государств. При этом напряженность увеличивается, если одно государство пытается оказывать свое давление на соседа с помощью водного ресурса.

Таким образом территориальный вопрос центральноазиатского региона порождает большое количество взаимосвязанных конфликтов, что мешает эффективному развитию стран и взаимовыгодному сотрудничеству между государствами Центральной Азии.

Для решения этих проблем государства должны использовать следующие рекомендации.

1. При существовании территориальных споров держать себя статус-кво, не вести себя агрессивно, либо не отвечать на агрессивность.

2. Подписание договоров по делимитации и демаркации границ на обоюдовыгодных условиях, без применения силы, влияния посредством различных социально-политических средств.

3. Создание условий для наиболее эффективной деятельности межгосударственных комиссий по делимитации и демаркации границ.

4. Открытие границ и упрощение порядков их прохождения мирных жителей. В тоже время создание таких условий чтобы данные границы были абсолютно закрытыми для проникновения враждебных элементов, наркотиков, оружия, религиозного экстремизма. Создание единой системы безопасности.

5. Создание благоприятных условий для культурного обмена а также создание программ, которые могли бы объяснить, что независимо от территорий и границ, жители Центральной Азии являются единым целым.

6. Совместное решение экологических проблем и распределение водных ресурсов.

Как мы показали выше, решение территориальных споров в центральноазиатском регионе будет способствовать региональному и государственному развитию и послужит повышению благосостоянию народов этого региона.


  • Скачать статью

  • Hosted by uCoz